Заводы гражданской авиации и все о самолетостроении и авиации

Авиационные технологии Стелс

Авиационные технологии Стелс

Май 21, 2014

Внедрить в авиастроение технологию «Стелс» (скрытный, тайный), стало одной из основных концепций в создании новых типов самолетов. Но эта технология подразумевает возможность идти на компромиссы, ведь она влияет на летные качества и массу боевой нагрузки самолета.
Есть ли возможность создать, а точнее спроектировать самолет, который мог бы стать практически невидимым для «глаз» РЛС противника? Оказывается есть. Это можно осуществить методом подбора специальных материалов, выбором нужной формы планера. А основная цель в создании самолета-невидимки - это рассеивание большей части энергии излучения во всех направлениях, исключая направление на приемник радиолокатора.
Одним из первых малозаметных самолетов стал Lockheed F-117A. Появился он в небе в 1981 году. По размерам он был как истребитель, а его особенностью было крыло, имеющее увеличенный угол стреловидности, а также полное отсутствие хвостового оперения и наклонных килей.
Следующим самолетом – невидимкой стал бомбардировщик B-2A. Но в это же время, уже проходил испытания истребитель, созданный с применением технологии «Стелс». Назвали его YF-22. В серию он пошел под названием F-22 Raptor, выпускается он и сейчас.
Следующим поколением самолетов «Стелс» стал истребитель F-35, с укороченным взлетом и посадкой, созданный для авиации ВМС США. Эта машина имела один турбореактивный двигатель, который приводит в действие подъемный вентилятор, который находиться сзади кабины пилота.
Российские самолеты МиГ-29, а также МиГ-27 со всеми их модификациями, имеют довольно гармоничные сочетания всех параметров. Они создавались с полным пониманием технологии «Стелс», что и включено в их конструкцию.
Но особое внимание, касаемо данной технологии, уделено при проектировании таких машин как Су-47 и МиГ-1.44, а основные особенности технологии будут внедрены в конструкцию самолета ПАК-ФА. Сейчас, кстати, совершенствуются каналы обмена данными, которые позволят истребителям реализовать новый принцип радара, его бипозиционность.
Как и все новое, эта технология имеет ряд недостатков. Если говорить простым языком, то самолету – невидимке просто нельзя открывать всевозможные створки, к примеру, бомбового отсека. А если и открывать, то только за несколько секунд до бомбометания.
По последней информации, в настоящее время ведутся разработки приемников и передатчиков на основе нитрида галлия. Эти устройства работают в более широком спектре излучения, что практически сводит на нет технологию «Стелс».