Заводы гражданской авиации и все о самолетостроении и авиации

Даты значимых событий советской авиации

Даты значимых событий советской авиации

Май 31, 2014

На этой странице Вы сможете ознакомиться с значимыми датами в истории советской авиации. Даты приводятся в порядке хронологии.

В 1918 году

25.01.-издан указ Народного Комиссариата по морским и военным делам, приготовленный Всероссийской коллегией для управления Воздушным Флотом Республики, в котором значилось: “Все авиационные школы и части сохранить для трудового народа”.

28.01.-вышел в мир Декрет СНК про организацию РККА (Рабоче-Крестьянской Красной Армии), в составе которой была и авиация.

24.03.-организована на Московском аэродроме "Летучая лаборатория" - лётный отдел расчётно-испытательного авиационного бюро МВТУ (начальник бюро Н.Е.Жуковский).

24.05.-для переорганизации авиационных старых армейских отрядов армии и образования новых авиационных частей указом РВСР учрежден Главвоздухофлот — Главное управление Красного Рабоче-Крестьянского Воздушного Флота -.

15.06.-в Москве открыт Первый советский (одновременно Второй всероссийский) авиационный съезд. На нем присутствовало 253 делегата.

20.06.-вышел в мир первый номер "Вестника воздушного флота" - первого авиационного советского журнала (с .01. 1962 стал называться "Авиация и космонавтика").

16.10.-в гражданской войне впервые сбит самолёт противника - лётчик Граб Ф.А. и летнаб Шульц А. в восьми километрах от станции Екатеринбургской губернии Шамары в воздушном бою сбит белогвардейский самолёт.

1.12.-ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт ) начал свою работу под предводительством Н.Е.Жуковского.

В 1919 году

13.09.-открылся Московский авиационный техникум (с 1920г. переименован в институт инженеров КВФ; с 1922г. переименован в Академию Воздушного Флота имени Жуковского Н.Е).

В 1920 году

23.11.-Московский авиационный техникум был переорганизован в "Институт инженеров Красного Воздушного флота имени Жуковского Н.Е." (на основании указа №1946 от 26.09 Реввоенсовета Республики был утвержден Статут института) - этот день именуется днем рождения ВВИА имени Жуковского Н.Е..

В 1921 году

17.01.-впервые принят советский законодательный акт про воздушный транспорт - декрет "О воздушном пространстве воздушных передвижениях в над территорией РСФСР, а также над её территориальными водами".

1.05.-открылась первая пассажирско-почтовая авиационная линия Москва - Орёл - Харьков (обслуживали линию самолёты "Илья Муромец").

В 1922 году

1.05.-впервые в СССР открылась международная авиационная линия Москва - Кенигсберг (обслуживала авиакомпания Дерулюфт ).

8.07.-на Ходынском аэродроме в Москве проведены впервые в СССР эксперименты по опрыскиванию растений ядохимикатами с самолёта.

9.08.-в Серпухове открыта авиационная школа бомбометания и воздушной стрельбы.

22.10.-при ЦАГИ организуется самолётостроительное конструкторское бюро под начальством Туполева А.Н..

1.12.-приказом Военного Революционного Совета Республики, находящегося при Главвоздухофлоте = Главном управлении Красного Рабоче-Крестьянского Воздушного Флота основана Инспекция Гражданского воздушного флота, на нее было возложен технический надзор за деятельностью организации и проектирование общих проблем по улучшению гражданской авиации в стране и.

В 1923 году

9.02.-Совет Обороны и Труда принял закон "Об организации Совета гражданской авиации и о возложении технического надзора за авиалиниями на Главное управление воздушным флотом" — официально дата появления гражданской авиации СССР.

8.03.-в Москве прошло учредительное собрание ОДВФ - Общества друзей воздушного флота.

29.06.-в торжественной обстановке на московском аэродроме представители созданного недавно Общества друзей Воздушного Флота передали военно-воздушным силам два первых военных самолёта Р-1 — «Московский большевик и «Известия ВЦИК» .

В 1924 году

4.07.- Котельников Г.Е. написал в Комитет по делам изобретений заявление на "приспособление к одежде авиатора для размещения в нем спасательного парашюта". По этому заявлению ему был издан патент № 1607 (таким образом парашют РК-3 — впервые стал парашютом с мягким ранцем).

В 1925 году

1.04.-приказом в СССР Реввоенсовета истребители иностранных типов сняты с вооружения.

1.09.-утвердили первые отечественные «Стандарты прочности самолёта» (в 1926 в Трудах ЦАГИ опубликованы под названием "Стандарты прочности самолётов при испытаниях статики").

В 1927 году

18.01.-Открыли Центральный авиахиммузей имени Фрунзе М.В. (с 1948 переименован в Центральный дом противовоздушной обороны и авиации, с 1963 переименован в Центральный дом космонавтики и авиации имени Фрунзе М.В. ЦДАиК ДОСААФ СССР).

23.01.-учреждено 0бщество содействия авиации, обороне, и химическому строительству, сокращенно Осоавиахим (с 1951 — переименован в ДОСААФ СССР, с 1991 в РОСТО).

В 1928 году

4.11.-открыли Харьковскую школу пилотов Осоавиахима. В стране к этому времени функционировали Ленинградская, Московская, Борисоглебская, Качинская, Вольская и Оренбургская авиационные школы.

В 1929 году

21.05.-в г.Николаеве открыли лётную школу ОСОАВИАХИМа. (С .01. 1935года переподчинена главному управлению СМП (Северного морского пути) и назвали Николаевской школой морских лётчиков Главсевморпути.)

10.07.-Громов М.М. на самолёте АНТ-9 "Крылья Советов" на борту с восемью пассажирами выполняет сложнейший перелёт над европейскими странами, по маршруту Москва -Варшава -Берлин -Париж - Лондон -Марсель -Рим -Париж - - Берлин - Травемюнде -Москва. Протяжённость пути была 9037километров, на это ушло 53 лётных часа.

21.07.-Алкснис Я.И. и.Писаренко В.О на Р-5 произвели беспосадочный перелёт Севастополь-Москва.

В 1930 году

20.03.-на основе аэромеханического факультета МВТУ имени Баумана учреждено аэромеханическое высшее училище (с 29 .08. - авиационный Московский институт).

26.06.-под руководством Минова Л.Г. под Воронежем начались первые в Советском Союзе парашютные занятия с прыжками с самолёта. Этот день стал днем рождения парашютного советского спорта.

29.08.-аэромеханическое высшее училище переименовали в авиационный Московский институт.

3.12.-по Решению Реввоенсовета Советского Союза (протокол №27 от 03.12.1930) образован институт авиационных двигателей (с 1932 — ЦИАМ (Центральный институт авиационного моторостроения).

В 1931 году

6.11.-в Москве на центральном аэродроме им. Фрунзе М.В. открыт первый советский аэровокзал воздушного гражданского флота.

В 1932 году

5.03.-основан авиационный Казанский институт.

27.04.-Президиум центрального исполнительного комитета СССР утвердил Воздушный первый кодекс СССР.

28.06.-указом по народному комиссариату тяжелой промышленности №435 образован Всероссийский (а в то время Всесоюзный) ВИАМ (научно-исследовательский институт авиационных материалов).

11.10.-Реввоенсовет Советского Союза принял законопроект о взятии в вооружение авиационного скорострельного пулемета под названием «7,62-миллиметровый скорострельный авиационный пулемет системы Комарицкого-Шпитального .

В 1933 году

13.01.-основано опытно-конструкторское бюро имени Ильюшина С.В..

31.05.-для подготовки парашютистов- инструкторов на Тушинском аэродроме открыли Высшую парашютную школу, руководителем которой был Мошковский Я., ученик организатора групповых первых прыжков в Советском Союзе (26.06.1930 , город Воронеж) Минова Л..

25.08.-создан ГВФ Киевский институт инженеров.

30.09.-советские воздухоплаватели Прокофьев Г.А., Годунов К.Д. и Бирнбаум Э.К. на стратостате "СССР-1" поднялись до рекордной высоты в 19000метров, перекрыв мировой официальный рекорд Пикара А., который поднялся на 16300 метров в мае 1932г..

В 1934 году

13.02.-началась с помощью авиации операция по спасению челюскинцев.

16.04.-введено звание Герой Советского Союза.

20.04.-звание Героя Советского Союза первыми удостоены лётчики - участники эпопеи: челюскинцев Ляпидевский А.В.,.Леваневский С.А, Молоков В.С., Каманин Н.П., Слепнёв М.Т., Водопьянов М.В.,.Доронин И.В.

1.10.-согласно указу №44/260 ГУАП СССР от 06.08.1934 в городе Таганроге создается центральное конструкторское бюро морского самолетостроения. Георгий Бериев был назначен его главным конструктором.

2.10.-начало эксплуатационных исследований в СССР флаттера: Анохин С.Н. преднамеренно в глубоком пикировании довёл "Рот-Фронт" планёр до разрушения и спустился на парашюте с высоты 1500метров.

14.10.-произошел организационный последний пленум центрального комитета профсоюза авиаработников и шофёров, который принял о разделении профсоюза решение и образовании самостоятельных четырёх профсоюзов, включая профсоюз авиационных работников.

В 1935 году

11.03.-в Москве основали Центральный Аэроклуб Советского Союза (позже переименован в ЦАК имени Чкалова В.П., с .12. 1991г. переименован в Национальный аэроклуб России.

1.08.-образовано двигателестроительное опытно-конструкторское бюро Климова В.Я..

В 1936 году

1.10.-в соответствии с указанием от 4.03.1936 в Челябинске генерального штаба Красной Армии была создана пятнадцатая военная школа наблюдателей-лётчиков (военная часть 3858). Она в мае 1938 переименована в авиационное военное училище наблюдателей-лётчиков; в январе 1941 переименована в авиационную военную школу бомбардиров-стрелков; в 1944 переименована в авиационное военное Краснознамённое училище стрелков-радистов и штурманов (военная часть 74363); в 1960 – в военное авиационное высшее Краснознамённое училище; в 1998 переименована в Краснознамённый филиал Балашовского авиационного военного института; с 10 .05. 2001 переименована в Челябинский авиационный военный Краснознамённый институт штурманов.

В 1937 году

21.05.-первое приземление самолёта в районе Северного полюса, ее произвел флагман воздушной арктической экспедиции самолёт АНТ-6. Воздушная полярная экспедиция Академии наук СССР добирается до Северного полюса и в одиннадцать часов тридцать пять минут дислоцирует дрейфующую научную станцию

23.05.- Письменный Я.В. на самолёте АИР-6 установил мировой рекорд по дальности беспосадочного полета в классе первой категории лёгких гидросамолётов: 1297 километра он прошёл за десять часов двадцать пять минут со средней скоростью 124,3 километра в час

18.06.-стартовал первый беспосадочный перелёт в США из Москвы через Северный полюс (лётчики Чкалов В.П., Байдуков Г.Ф. и Беляков А.В. на самолёте АНТ-25).

12.07.-стартовал беспосадочный перелёт Сан-Джасинто -- Северный полюс - Москва на самолёте АНТ-25 (Громов М.М., Юмашев А.Б. и Данилин С.А.). Первый абсолютный мировой рекорд зарегистрированный ФАИ, по дальности полёта, который установили советские лётчики,

19.07.- создается в составе ГУ ГВФ хозрасчётное самостоятельное УМВЛ (Управление международных воздушных линий). Эту дату считают днём рождения международного отделения Аэрофлота.

В 1938 году

13.08.-указом №328 по ГУ СМП Николаевскую школу морских летчиков Главсевморпути переименовали в школу им Леваневского С.А..

26.09.-Николаевскую школу морских лётчиков Главсевморпути переименовали в Военно-морское авиационное училище имени Леваневского С.А.

В 1939 году

11.01.-приказом Президиума Верховного Совета СССР образовали НКАП (Народный комиссариат авиационной промышленности).

5.07.-Академия ГВФ организована в Москве.

29.07.- подписали Приказ Комиссариата обороны при Совете Народных Комиссаров СССР о создании опытно-конструкторского бюро 135, главный конструктор — Сухой Павел Осипович. Этот день считают днём рождения «опытно-конструкторское бюро Сухой».

20.08.-первый раз в истории мировой авиации в районе р.Халхин-Гол в воздушном бою лётчиками команды капитана Звонарева Н. применено РС-82 (реактивное вооружение).

8.12.-в Москве на Первом авиационном заводе имени Авиахима организован новый конструкторский Опытный отдел. Руководитель ОКО - молодой военный преподаватель этого завода Микоян А.И.. Эту дату считают днем рождения опытно-конструкторского бюро МиГ.

В 1940 году

5.03.-образовано опытно-конструкторское бюро имени Сухого П.О.

29.03.-в соответствии с указом Народного комиссара обороны СССР, с помощью выделения нескольких факультетов из Академии имени Жуковского Н.Е. сформирована в самостоятельную организацию Военная академия штурманско-командного состава ВВС (с 1968 г. переименована в Военно-воздушную академию имени Гагарина Ю.А.).

17.07.-совместным решением ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР на основании Московского института инженеров гражданского воздушного флота имени Циолковского К.Э. создали МАТИ (Московский авиационный технологический институт).

В 1941 году

8.03.-в соответствии с указом Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) основали Летно-исследовательский институт имени Громова М.М..

22.03.-на базе исследований, которые проходили с 1937, Люлька А.М. представил заявление на изобретение турбореактивного двухконтурного двигателя (вручили авторское свидетельство 22 .04. 1941 года).

27.03.-указом № 0812 НКО СССР объявлено о создании Ленинградской военно-воздушной академии Красной Армии ГВФ на основе Ленинградского института инженеров (с1955 года носит имя Можайского А.Ф.).

2.07.-открыто первое здание аэропорта Внуково. Этим днем считают День рождения аэропорта Внуково.

29.07.-лётчик двадцать седьмого исполнительного авиационного полка Еремеев П.В. в начале второго часа ночи на МиГ-3 истребителе таранным ударом протаранил бомбардировщик Ju-88. Его считают первым ночным тараном в московском небе (до этого долгое время полагали, что первым был Талалихин В.В., выполнивший таран в ночь на 7 .08.). Приказом Президента РФ от 21 .09. 1995года Еремееву П.В. посмертно присвоено звание Героя России.

12.09.-Зеленко Екатерина на Су-2 бомбардировщике первая из женщин в бою произвела воздушный таран "мессера".

9.11.-Приказом ГКО номер 874 от 9.11.1941г. войска ПВО отделены в отдельный вид Вооруженных Сил.

В 1942 году

12.01.-погиб в авиационной катастрофе советский авиаконструктор Петляков Владимир Михайлович (27.06.1891 - 1942).

22.01.-образование авиации противовоздушной обороны как рода Войск ПВО (приказом НКО СССР номер 056 от 22.01.1942 г.).

В 1943 году

18.02.-образовано опытно-конструкторское моторостроительное бюро Микулина А.А..

В 1944 году

30.01.-начались эксперименты с самолётом "Ла-5 - эталон 1944" - аналога Ла-7 серийного истребителя.

22.05.-вышел указ ГКО о улучшении реактивной авиации. Ввиду того, что в нашей стране не было ТРД (турбореактивных двигателей) его итогом стало появление И-250 самолёта с силовой комбинированной установкой (ВРДК плюс ВК-107А), который взлетел в марте 1945 года.

В 1945 году

5.05.-образовано моторостроительное опытно-конструкторское бюро Ивченко А.Г..

В 1946 году

6.03.-указом по МАП было создано опытно-конструкторское бюро по транспортным и гражданским самолётам, а главным конструктором назначили Антонов О.К..

30.03.-при заводе номер 165 образовано моторостроительное опытно-конструкторское бюро Люльки А.М.

9.07.-Новосибирский филиал ЦАГИ, постановлением Совета Министров СССР, получив статус научно-исследовательского института, стал именоваться СибНИА (Государственным сибирским союзным научно-исследовательским институтом авиации).

В 1947 году

24.07.-первым в стране испытатель Кондрашов Г.А. произвел из самолета (Пе-2) катапультирование.

12.12.-вышло постановление номер 4001-1368 СМ СССР о учреждении опытно-конструкторского бюро-4 под предводительством Миля М.Л.

В 1948 году

7.10.-после удачной демонстрации одноместного лёгкого вертолёта Ка-8 соосной схемы, который создан группой энтузиастов, которой руководил Камов было учреждено опытно-конструкторское бюро Камова Н.И.

28.10.-в подмосковном Серпухове была образована авиационная первая эскадрилья, снабженная вертолетами - этот день считают датой появления российской армейской авиации как отдельного рода войск.

В 1950 году

6.02.-впервые на истребителе МиГ-17, серийном самолёте, преодолена в горизонтальном полёте скорость звука (лётчик Иващенко И.Т.).

7.12.-впервые за историю отечественной авиации военно-морского флота произвел посадку на палубу крейсера «Максим Горький» Ка-10.вертолет (лётчик Гридюшко Е.А.)

В 1951 году

18.10.-состоялось первое испытание атомной советской бомбы в атмосфере (сбросили с самолета Ту-4 на полигоне Семипалатинска).

15.12.-Совет Министров СССР обязал Военное министерство образовать надежную службу оповещения, обнаружения и наведения. Этот день считают днем учреждения радиотехнических войск.

В 1955 году

12.02.-правительство приняло решение о стройке космодрома «Байко­нур».

23.07.-указом Правительства СССР на базе КУНС (Курсов усовершенствования старшего и высшего начальствующего состава) и Партийной школы Политического управления ГВФ в Ленинграде было учреждено ВАУ ГВФ (Высшее авиационное училище ГВФ).

В 1957 году

4.10.-произошел запуск искусственного первого спутника Земли. В 2002 году приказом президента Российской Федерации официально утвержден праздник - Дня Космических войск.

3.11.-с космодрома Байконур в космос стартовал второй ИСЗ - Спутник-2, в герметической кабине которого была собака Лайка - первое живое существо, которое вывели на орбиту Земли -.

В 1958 году

14.08.-Приказом Президиума Верховного Совета назначены почётные звания "Заслуженный советский лётчик-испытатель" и "Заслуженный советский штурман-испытатель".

В 1960 году

15.06.-произошел первый полёт Ми-10 вертолёта, который предназначен для транспортировки крупногабаритных грузов .

В 1961 году

6.08.-произошел второй космический полет в человеческой истории на корабле "Восток-2" . За 25 часов 11 минут челнок пролетел больше 700 тысяч километров, сделав при этом 17 оборотов вокруг Земли,. В этом длительном полете Титов Герман первым из землян произвел ручную ориентацию корабля по всем настройкам, первым в мире произвел фотосъемку поверхности Луны и Земли.

В 1962 году

12.01.-по маршруту Москва-Адлер из аэропорта Внуково произвел свой первый пассажирский рейс реактивный самолёт Ту-124. Рейс был произведён экипажем под командованием Свеженцева Николая.

30.05.-шеф-пилот опытно-конструкторское бюро Сухого П.О. заслуженный лётчик-испытатель Герой Советского Союза Ильюшин В.С. поднял в воздух Т-58Д-1 опытный самолёт — аналог Су-15 истребителя-перехватчика (код е НАТО - Графин (Flagon)).

1.11.-по московскому времени в 7 часов 44 минуты утра на окраине города Вольска с военного аэродрома стартовал стратостат «Волга». Спустя 2 часа 20 минут он поднялся на максимальную высоту 25458 метров, откуда были произведены первые прыжки из стратосферы Долговым П.И. и Андреевым Е.Н. (полковник Долгов Пётр Иванович при этом погиб).

В 1963 году

16.06.-произошел старт на корабле "Восток-6" Терешковой В.В. первой женщины-космонавта .

В 1964 году

12.10.-впервые произошел запуск трёхместного космического корабля "Восход-1". На борту находились командир Владимир Михайлович КОМАРОВ, инженер-исследователь Константин Петрович ФЕОКТИСТОВ и врач Борис Борисович ЕГОРОВ. Это был первый полёт космонавтов без скафандров.

В 1967 году

23.11.-с космодрома "Плесецк" запустили "Космос-192" ("Циклон") - первый навигационный спутник в истории страны . Этот момент считают началом эры космической отечественной навигации. Спутник обеспечивал связью и навигационными данными моряков советского ВМФ.

В 1969 году

5.06.-опытный Ту-144 впервые на высоте 11000метров превысил сверхзвуковую скорость.

В 1970 году

17.11.-космическая советская станция Луна 17 на поверхность естественного спутника Земли доставила первый в истории самоходный дистанционно управляемый аппарат. "Луноход 1" весил меньше 800килограмм и должен был 90 дней проработать под управлением команды из пяти человек, которая располагалась на Земле в Центре Космической Дальней Связи в пригороде Москвы. В действительности, "Луноход 1" путешествовал по Mare Imbrium (Морю Дождей) целых одиннадцать месяцев.

В 1971 году

15.09.-Ленинградское авиационное высшее училище ГВФ преобразовали в Академию гражданской авиации.

В 1972 году

18.11.-произведена первая посадка на противолодочный крейсер "Москва" Як-38 (СВВП Як-36М) самолёта (лётчик-испытатель Дексбах Михаил Сергеевич).

22.11.-с палубы противолодочного крейсера "Москва" произведен "полный комплект" полётов Як-38 (СВВП Як-36М) самолёта (лётчик-испытатель Дексбах М.С.).

В 1973 году

28.11.-совершён первый воздушный таран в мировой авиации на реактивном самолёте. Лётчик Елисеев Геннадий Николаевич посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1976 году

22.06.-произошел запуск "Салют-5" орбитальной станции , которая проработала на орбите 441 сутки.

В 1977 году

5.01.- "Старт", первая отечественная АСУ с воздушным движением, в Пулковском аэропорту. введена в эксплуатацию

20.05.-шеф-пилот опытно-конструкторского бюро Сухого П.О., заслуженный лётчик-испытатель Герой Советского Союза Ильюшин В.С. поднял в воздух Т-10-1 опытный самолёт (код НАТО - Flanker-A) — аналог Су-27 истребителя.

В 1982 году

1.09.-Первый вертолетный кругосветный перелёт

30.11.-произошел первое свободное зависание модернизированного Як-38М СВВП (лётчик-испытатель Митиков Ю.И.).

В 1988 году

15.11.-с космодрома Байконур в 6.00 по московскому времени стартовал "Буран" орбитальный корабль (в беспилотном режиме).

На этом история не заканчивается, за авиацией будущее!