Заводы гражданской авиации и все о самолетостроении и авиации

Гражданский самолет Ту-114

Гражданский самолет Ту-114

Апр 26, 2014

Самолет Ту-114 вырос из бомбардировщиков семейства советского конструктора Туполева. Он открыл новую веху в истории гражданской авиации СССР. Еще в 50-х годах ХХ столетия, «Аэрофлот» получил эти машины, равным которым не было в мире.
В год смерти Сталина, 1953 год, в гражданской авиации СССР сформировались новые требования к пассажирским машинам. Старые самолеты еще могли летать и садиться на плохо оборудованные аэродромы страны, но на международные линии их выпускать уже было нельзя, из эстетических соображений.
Туполеву разрешили переоборудовать боевые машины Ту-16 (изделие 88) в самолеты гражданского назначения. После переделки Ту-16, на авиалинии вышли лайнеры, получившие название ТУ-104. Это был довольно хороший лайнер для перевозки пассажиров, в том числе и за границу.
Но Туполеву снова поручили переоборудовать военный самолет, теперь уже Ту-95, в,кофортабельный, дальнемагистральный лайнер для авиации ГВФ. Новый самолет поднялся в воздух в 1954 году, и получил название Ту-114. Общим у всех этих самолетов были: силовые установки, шасси и крыло. Для тех годов они были очень хороши.
Западные специалисты недоумевали, зачем винтомоторному самолету нужно стреловидное крыло и хвостовое оперение. Но когда Ту -114 начал бить все мировые рекорды, пересуды прекратились.
Такая стреловидность, плюс мощные двигатели и особые пропеллеры давали возможность летать самолету на скоростях, как тогда говорилось – «реактивных». На лайнере, для преобразования мощности в движущую силу, применялся лопастной агрегат АВ-60Н. Винты, два четырехлопастных на одном двигателе, вращались в разные стороны, а на земле вращение менялось на противоположное, что уменьшало пробег по ВПП.
Стреловидность крыла машины – 37 градусов, а на верху крыла имелось три гребня, сзади – двухщелевые закрылки. Рулевое колесо у Ту-114 было такое же, как и у военного.
Стандартный лайнер брал на борт до 170 пассажиров, что было очень много для того времени. В носовом салоне умещалось 42 человека, далее находилась столовая, разделенная на 4 части, а ближе к хвосту размещался еще один салон на 54 кресла.
Самолет ГВФ Ту-114 дал возможность Советскому Союзу выйти на международные воздушные линии. 17 февраля 1966 года, Ту-114 разбился при посадке в снежную бурю в аэропорту Шереметьево. Это была единственная катастрофа этой машины за все время эксплуатации.
Гражданский лайнер, ветеран, Ту-114, успешно перевозил пассажиров вплоть до 1967 года, а далее уступи свое место новому лайнеру – Ил-62. Тем не менее, он еще летал вплоть до 1975 года.