Заводы гражданской авиации и все о самолетостроении и авиации

IL 114

IL 114

Июн 24, 2014

IL 114 является турбовинтовым двухмоторным самолётом для местных авиационных линий. Взлетел впервые 29.03.1990.
ОКБ имени Ильюшина в начале 1980-х выступило с инициативой о предложении создания нового турбовинтового пассажирского самолёта на 60 мест для местных авиалиний Ил 114. В то время большинство зарубежных компании разрабатывали похожие самолёты с ТВД — ATR 72, ATR 42, Dash 8300, Fokker 50, SAAB 2000. Рассматриваемый проект самолёта Ил 114 представляли, как замену устаревшему Ан24, который на то время уже не мог удовлетворять авиационные требования. Парк самолётов Ан24 быстро уменьшался ввиду того, что вырабатывался ресурс. Самолёт Ил 114 планировали также для замены на ряде местных линий турбореактивных самолётов Як 40 и Ту 134. Инициативу КБ поддержали, и в 1986 утвердили постановление Совета Министров Советского Союза о создании летательного аппарата.
Самолёт Ил 114 планировался для эксплуатации с очень коротких ВПП, у которых плотное грунтовое, бетонное покрытие. В его конструкции закладывается принцип независимости от питания на земле, что позволяет пользоваться им в скудно оборудованных аэропортах, благодаря этому увеличивается география его использования.
На самолёте применяют высокоэффективное крыло, его спроектировали в ОКБ и ЦАГИ. Механизация крыла - двухщелевые закрылки - дает возможность садиться и взлетать с ВПП, длина которых меньше 1600м. При проектировании самолёта особенное внимание уделили уменьшению шума, в кабине и шума, создаваемого самолетом в окружающей среде. Для этой цели созданы СВ-34 малошумные шестилопастные винты, у которых есть система синхронизации по фазам вращения и частоте. Помимо этого, становится больше зазор меж обшивкой фюзеляжа и окончаниями лопастей. Ожидают в перспективе, что будут использоваться ТВД, имеющие мощность приблизительно 2800 л.с.
Самолёт имеет цифровой комплект авионики ЦПНК-114, пять цветных многофункциональных мониторов, разработанные отечественными компаниями наряду с НИИАО и ГосНИИ АС. Навигационное оборудование дает возможность садиться при не очень благоприятных условиях погоды (II категория по ИКАО). Самолёт по желанию заказчиков можно снабдить зарубежной авионикой.
Опытный самолёт Ил114 взлетел впервые 29.03.1990. Командир самолета В.С.Белоусов  — заслуженный лётчик-испытатель. Все испытания проводили в разных климатических условиях:Якутск, Ташкент, Архангельск. Неоднократно самолёт демонстрировали на авиационных выставках: Фарнборо, Париж, Берлин, Бангалор, Тегеран. Ввиду «нехватки средств» процесс сертификации затянулся чрезмерным образом, и лишь 24.04.1997 самолёту выдали Сертификат типа номер 130—114 от Авиационного регистра МАК.
Серийное производство планировалось наладить на Авиационном Ташкентском производственном объединении, где создали производство ста самолётов в год. Ранее планировалось производить самолёты еще и в Москве на МАПО имени Дементьева. Авиационные компании СНГ в постсоветский период не интересовались Ил14 , серийное изготовление самолёта не пошло.
Ил114 до 2012 серийно изготавливался на Ташкентском авиационном заводе (ТАПОиЧ). Итого соорудили 17 экземпляров. Семь самолётов применяются в авиационной компании «Ўзбекистон Ҳаво Йўллари».
В 2012 завершилось производство Ил 114 на ТАПОиЧ, завод переориентировали на другие виды деятельности.
Начальство «АК имени Ильюшина» намеревается организовать производство Ил 114 в России; согласно их оценкам, не меньше ста самолетов Ил 114 до 2030 понадобятся ведомствам РФ, уже есть от 13 российских авиакомпаний заявки на 48 пассажирских самолетов Ил 114.
Аэродинамическая схема: турбовинтовой двухмоторный низкоплан. Однокилевое оперение, прямое крыло.
Модификации
Ил 114Т
Создание грузового варианта Ил 114 берет свое начало в конце 1994. Грузовой Ил 114Т отличен от начальной модели грузовой кабиной, которая снабжёна напольной механизацией и обеспечивает быстрые разгрузочно-погрузочные работы, и боковой дверью. Она расположена за крылом с левого стороны фюзеляжа. Ее габаритные размеры 3,25м × 1,71м и наверх открывается. В кабине есть средства предотвращения процесса перемещения грузы.
Самолёт способен транспортировать разное количество грузовых контейнеров или поддонов, в частности, 8 контейнеров 3АК0,6 или 3АК1, 5 контейнеров 1АК1,5, 8 поддонов ПА1,5 или 4поддона ПА3,0. Можно перевозить навалочные грузов.
Лётные проверки прошли в Ташкенте в сентябре 1997. Самолёт в августе 1997 презентовали на авиационном салоне МАКС1997. Благодаря этому он вызвал определённый интерес, ведь в последнее время появился рынок грузовых самолётов, имеющих ТВД, которые предназначены для транспортировки грузов массой 6-8т.
Проводятся опыты с Ил 114 100Т грузовым вариантом с моторами Пратт-Уитни.
Ил 114-100 (Ил 114РС)
Установлены ТВД PW127HPratt&Whitney (2×2750 л.с.). Лётные испытания прошли 26.01.1999, в конце 1999 зарегистрирован Авиационным регистром МАК. Он отличен от начального варианта большей экономичностью и дальностью полёта при наибольшей коммерческой нагрузке. В 2001 3 самолёта перешли в собственность авиационной компании Узбекистана «O’zbekistonHavoYo’llari» заказало 10 самолётов. Рынок этой модификации — где-то 30 0единиц. В парке «O’zbekistonHavoYo’llari»  6 самолетов, 5 из них снабжены современной авионикой комапнии«Collins».
Ил 114ЛЛ
Летающая лаборатория сделанная в 2004 в Ташкенте по заказу предприятия «Радар ммс» (Санкт-Петербург) для испытания выпускаемого оборудования. Широкой публике показали МАКС 2005, где провели некоторые демонстрационные полёты.
Ил 114-300
На самолёте есть два турбовинтовых мотора ТВ7117СМ, мощность 2650л.с., шестилопастные малошумные воздушные винты СВ34.03, вспомогательная силовая установка ТА1, пилотажно-навигационный цифровой комплекс ЦПНК114М2.
Характеристики самолета Ил 114:
Длина:   26.9 м.
Высота:  9.2 м.
Вес пустого: 15900 кг.
Размах крыла:  30.0 м.
Крылья, площадь: 81.9 кв.м.
Потолок: 8000 м.
Дальность с максимальной загрузкой:  1500 км.
Силовая установка: 2хP&WCPW127H.
Тяга: 2x2750 л.с.
Количество пассажиров.: 64 чел.
Максимальный взлетный вес: 23500 кг.
Максимальный посадочный вес: 23500 кг.
Макс. коммерческая загрузка: 6500 кг.
Емкость баков с топливом: 8360 кг.
Длина разбега: 1400 м.
Длина пробега: 900 м.
Удельный расход топлива: 20.8 г/пас/км.
Часовой расход топлива: 590 кг.
Ширина салона: 2.28 м.