Заводы гражданской авиации и все о самолетостроении и авиации

IL 18

IL 18

Июн 24, 2014

IL 18 (по кодировке НАТО: Coot «Простак»)  является пассажирским самолётом для авиационных линий средней дальности, турбовинтовой четырёхмоторный низкоплан. Однокилевое оперение. Первый советский лайнер турбовинтового типа.
В 1950-х, когда о ясно, что пассажирские самолёты, имеющие поршневые двигатели не удовлетворят быстрого роста авиационных перевозок, появилась нужда в скоростных и более вместительных самолётах а это было возможно только благодаря газотурбинными моторам. В ОКБ Туполева выбрали путь создания на основании Ту16 реактивного бомбардировщика нового совершенно пассажирского самолета Ту 104. В КБ Ильюшина решили строить пассажирский самолёт с ТВД.
25.05.1956 вышло постановление Совета Министров СССР №703—404 о том, чтобы создать Ил 18 пассажирский самолёт с четырьмя турбовинтовыми моторами. Эскизный проект Ил 18 утвержден С. В. Ильюшиным 26.08.1955, в сентябре 1956 начали строить первый экспериментальный образец. В июне 1957 на Центральном аэродроме Москвы прошел смотр руководителями партии и правительства во главе с  Хрущёвым Н. С. первого экземпляра Ил18, по предложению  Фурцевой Е. А., Первого секретаря городского Московского комитета КПСС, самолёт прозвали «Москва».
Опытный экземпляр впервые взлетел 04.07.1957, перелетев с аэродрома Фрунзе (Москва) в город Жуковский за1 час 57 минут. В испытаниях приняли участие самолёты с моторами АИ20 и НК4. Итоги продемонстрировали что АИ20 конструкции Ивченко надёжнее, поэтому его выбрали для монтажа на все серийные самолёты.
Экспериментальные самолёты вмещали 75 человек. В 1958  был создан вариант Ил18А, который имел взлётную массу 58т и увеличен до 89 человек пассажирский салон. Ввиду не очень надёжной работы мотора с января 1959 использование самолётов Ил18А с моторами НК4 остановили. Модификация Ил8Б с увеличенной коммерческой нагрузкой (14т) и большей взлётной массой (61,5т) появилась также в 1958 . 20.04.1959 пролетели два первых рейса Ил 18, маршрут АлмаАта-Москва, Адлер-Москва.
В 1960  построили Ил18В, который отличался от варианта Ил18Б большим уровнем удобств и применением пилотажно-навигационного оборудования.
В ОКБ в 1965  спроектировали самолёт Ил18Е, который рассчитывался на 120 человек и имел комфортный салон. Последняя модель - самолёт Ил 18Д, на котором использовались АИ20М вместо ТВД АИ20К, топливные баки появились в центроплане крыла,. Кроме того, вмонтирована система, помогающая контролировать заход на посадку. Благодаря дополнительному топливу большая дальность полёта.
Также созданы в ОКБ и другие варианты самолета: патрульные (противолодочный Ил 38; РЭБ Ил20; командный пункт Ил22; для ледовой разведки Ил24), а также служебные и грузовые,
Один из Ил18В оборудовали для того, чтобы совершать полёты в Антарктиду: в пассажирскую кабину поставили дополнительные баки, что дало возможность увеличить запас топлива (31000л). Нужно заметить, что эстафету «Москва—Антарктида» обслуживали самолёты Ил18, которые летали над Африкой, производя попутно грузовые и пассажирские транспортировки на местных авиационных линиях.
В 1958—1959 на Ил 18 установили 20 мировых рекордов по высоте и дальности полёта с различной полезной нагрузкой.
Ил18 из-за экономичности, уровня комфорта и высокого уровня безопасности вызвали на рынке интерес, так как большая часть зарубежных компаний приобрели данные самолёты. Первым пассажирский советский самолёт, который пользовался популярностью на мировом уровне: для 17 зарубежных компаний построено больше 100 самолётов.
Серийно производился на заводе №30 «Знамя труда». Он располагался на Ходынском поле у Центрального аэродрома Москвы с 1959 по 1978 год.
Характеристики самолета IL 18:
Длина:   35.9 м.
Высота:  10.2 м.
Вес пустого: 33760 кг.
Размах крыла:  37.4 м.
Крылья, площадь: 140.0 кв.м.
Скорость на эшелоне: 625 км./ч.
Предельная скорость: 685 км./ч.
Потолок: 10000 м.
Дальность с максимальной загрузкой:  4300 км.
Силовая установка: 4хАИ-20М.
Тяга: 4x4250 л.с.
Количество пассажиров.: 120 чел.
Максимальный взлетный вес: 64000 кг.
Максимальная коммерческая загрузка: 13500 кг.
Емкость баков с топливом: 23700 л.
Максимальная Дальность: 7100 км.
Длина разбега: 1000 м.
Длина пробега: 800 м.
Длина салона: 24.0 м.
Ширина салона: 3.23 м.
Высота салона: 2.00 м.