Заводы гражданской авиации и все о самолетостроении и авиации

Let L410

Let L410

Июн 24, 2014

Let L410 «Turbolet» является универсальным девятнадцатиместным двухмоторным самолетом для местных воздушных линий. Самолет с уменьшенными взлетными и посадочными свойствами (УВП в названии L410UVPE20 — это русская аббревиатура "Укороченный взлет и посадка") создан конструкторским бюро Let завода. Планировался для эксплуатации на различного рода неподготовленных площадках: травяных, грунтовых, снежных, а также в аэропортах, имеющих короткие полосы. Выпускается и сейчас на заводе Let (Чехия) Прочие названия: Турболет, Лет, Л410, Лет Л410, просторечные— Элка, Чебурашка.
Проектирование самолёта начали в 1966 .Опытный самолёт, который снабдили ТВД Pratt&Whitney РТ6А27 (2х715 л.с.),прошел необходимые лётныеиспытания16.04.1969. Постоянное использование самолётов Л410А первой открыла в конце 1971 авиационная компания «Слов Эйр» (Чехословакия), которая обслуживала региональные авиационные линии — к началу 1974 у нее было уже двенадцать самолётов. Всего построен 31 самолёт. 5 самолётов Л410А с моторами РТ6А27, которые построены под названием Л410АС к 1972 , в 1973 передали в Советский Союз. Самолётам дали регистрационные советские номера СССР67251 СССР67255. Впервые на нем взлетел Франтишек Свинка, чешский летчик-испытатель. Люди на аэродроме немедленно назвали симпатичный самолет «Чебурашкой».
В 1973  проводились лётные проверки самолёта L410M, который снабдили чешскими ТВД Вальтер М601А.  L410M - вторая серийная вариация «Турболета». Всего к концу 1978 для Министерства гражданской авиации Советского Союза было сделано 100 самолётов Л410М/МУ.
В 1979  начали производить улучшенную модификацию Л410УВП, она стала основной серийной моделью. Этот самолёт отличался от предшественников более длинным фюзеляжем, большими габаритами вертикального оперения и крыла, наличием интерцепторов и ТВД Вальтер М601В  (2х730 л.с.). Данный самолёт проходил в СССР программу сертификации и эксплуатировался «Аэрофлотом». Дальнейшее развитие - вариант L410UVPE с более мощными ТВДМ601Е. Впервые взлетел 30.12.1984. Обладает улучшенными взлётно-посадочными Характеристиками самолета и уменьшенным уровнем шума кабины. В 1986 сертифицировали в Советском Союзе. Создана модификация Л420 с большими ТВДМ 601 °F (2х778 л.с.), взлетной массой (6,8т) и улучшенными лётными свойствами (испытания проводились в 1993 ).
К началу 1992 в Союзе было 750 самолётов Л410.
Эксплуатируется в военных и гражданских училищах для досрочного обучения пилотов дальней и военно-транспортной авиации.
После развала Союза и СЭВ в 1990, значительно снизился спрос на самолёты Л410, и темпы их изготовления уменьшились в десятки раз (с 50 самолетов ежегодно до двух-пяти). Ситуация стала значительно лучше с 2008 , когда 51 процент акций Let Kunovice (Aircraft Industries) купило русское общество «Уральская горнометаллургическая компания».Темп выпуска в2010—2012 был 80 экземпляров в год..Планируется довести ежегодный темп выпуска до 16—18.
В 2013 изготавливалась модификация L410UVPE20, имеющая аналоговую или цифровую авионику (на выбор), систему TCAS, автопилот.L410UVPE20, который имеет сертификат АРМАК.
ОАО «Уральская горно-металлургическая компания» в сентябре 2013 приобрело 49 процентов акций компании Let Kunovice (Aircraft Industries). УГМКт и стало единственным владельцем Aircraft Indistries, доведя до 100 процентов пакет акций.
Аэродинамическая схема: турбовинтовой двухмоторный высокоплан. Хвостовое однокилевое оперение.
Характеристики самолета L410 UVPE20:
Длина: 14,487 м.
Высота: 5,83 м.
Размах: 19,478 м.
Крылья, площадь: 34,86 кв.м.
Дальность:  1500 км.
Предельная скорость:  395 км/ч.
Потолок:  8000 м.
Количество пассажиров: 19 чел.
Экипаж: 2 чел.
Коммерческая нагрузка: 1800 кг.
Тип мотора: 2×ТВД GEH80200
Взлетная мощность: 2×800 л.с
Тип воздушного винта: 2×AVIAAV725.
Количество лопастей на винте: 5.
Диаметр воздушных винтов: 2,3 м.
Вес пустого самолёта: 4050 кг.
Масса взлетная максимальная: 6600 кг.
Масса топлива в основных баках: 1000 кг.
Масса топлива в концевых баках:, 300 кг.