Заводы гражданской авиации и все о самолетостроении и авиации

Lockheed L1011 TriStar

Lockheed L1011 TriStar

Июн 24, 2014

Lockheed L1011 TriStar был в мире третьим пассажирским широкофюзеляжным реактивным самолетом, после Boeing747 и Mc Donnell Douglas DC10. Подобно DC0, TriStar снабдили тремя двигателями. Lockheed Corporation в 1968-1984 произвела приблизительно 250 самолетов L1011.Компания Lockheed в связи с появлениям L1011TriStar покинула рынок авиационных коммерческих перевозок ввиду снижения продаж ниже, чем запланированные значения.
Авиационная компания American Airlines в 1960х обратилась к конкурентам Douglas (позднее Mc Donnell Douglas) и Lockheed с заказом: создать авиационный лайнер, меньший по сравнению с Boeing747,способный транспортировать огромное количество пассажиров на довольно длинные расстояния, к примеру в Южную Америку и Великобританию из домашних узловых аэропортов авиационной компании (НьюЙорк, Даллас). В целом Lockheed не был в секторе монтажа гражданских авиационных лайнеров с конца 1950х ввиду трудностей, которые связаны с Lockheed L188 Electra, который потерпел пару катастроф ввиду проблем вибрации крыла (флаттер) в начале эксплуатации. После сложностей, которые Lockheed испытал, занимаясь своими военными проектами, фирма планировала вернуться на рынок гражданской авиации и чтобы осуществить этот шаг, средством явился L1011TriStar. Сначала планировали создать самолёт, который был бы снабжён двумя моторами, однако впоследствии решили выбрать схему, предусматривающую третий двигатель.
Согласно проекту салон должен был быть с 2 проходами, небольшое шумовое загрязнение (Eastern AirLines в 1970 назвала L1011 Whisper Liner (что в переводе означает«Шепчущий лайнер»). Также отличиями были экономичная эксплуатация и увеличенная надёжность. American Airlines избрала DouglasDC10, хотя и интересовалась L1011. Ввиду всего вышеперечисленного, авиационная компания пыталась убедить Douglas демпинговать DC10 в связи с возросшей конкуренцией и и в итоге добилась успеха.
TriStar проходил по заказам от Eastern AirLines и Trans World Airlines. Несмотря на то что график проектирования TriStar ненамного отставал от конкурентов, DouglasDC10 практически на один год опередил Lockheed ввиду проблем с двигателями. Имея довольно крупные расходы, которые связаны с проектированием турбовентиляторных моторов для TriStarRB211 в феврале 1971, фира Rolls Royce заявила о своем банкротстве. Это остановило финальную сборку L1011, однако менять поставщика было уже поздно (альтернатива — Pratt&Whitney, General Electric). Правительство Британии дало громадную госсубсидию, чтобы восстановить работу RollsRoyce, если правительство США гарантировало бы банковские займы Lockheed, которые были необходимы для окончания работы над L1011. Правительство США дало согласие на этот шаг ввиду того, что Lockheed (ослабленный этими трудностями), при неудачи полностью утратил бы для моторов RB211 рынок сбыта. Невзирая на действия противников, а в их числе был Рональд Рэйган, в то время губернатор Калифорния, правительство США давало данные гарантии.
Рассчитан на перевозку 400 пассажиров, TriStar обладает схемой, в согласии с которой турбовентиляторный мотор Rolls Royce находился под крыльями, третий мотор внизу вертикального стабилизатора. Изготовление проводилось на заводе Палмдейл (Калифорния) и Lockheed (Бербэнк). TriStar испытал на себе жёсткую конкуренцию от прямых конкурентов: Boeing747, DouglasDC10, который построен по аналогичной схеме. В 1980, когда было наибольшее опасение в отношении надёжности DC10 ( а их в то время использовали многие конкуренты), авиационная компания Trans World Airlines называла TriStar в рекламе одним из самых безопасных самолётов мира. Все же продали 446 DC10 в сравнении с 250TriStar —вследствие определенных задержек в производстве TriStar,частично из-за того, что сначала на рынке не представили лайнер с большей дальностью полёта.
RollsRoyce под четким руководством государства подвергалась жесткому контролю, поэтому усилия компании сказались на изготовлении первоначальных моторов для TriStar, которые требовали определенных доработок во время меж испытательным полётом и вводом в эксплуатацию. Фирма Дженерал Электрик, конкурент Rolls Royce, разработала довольно быстро мотор CF6, который имеет большую тягу, что позволяло появиться на рынке межконтинентальному тяжёлому DouglasDC1030. Гибкость, которая предоставлялась потенциальным покупателям DC10 а он имел большую дальность полёта, представляла реальную угрозу конкурентоспособности L1011.RollsRoyce взялся за проектирование моторов RB211524 с большей тягой для L1011200и−500, однако это потребовало много лет работы.
Основные признаки отличия по внешнему признаку TriStarотDC10 были в разном расположении хвостового (среднего) двигателя: на DC10 мотор был подвешен над фюзеляжем, что позволяло выйти на большую мощность, а мотор TriStar прикрепили в хвосту в S-образном туннеле (аналогично ТУ154 и Boeing727),что увеличивало прочность и уменьшало уровень шумов. Ранние L1011, например −1, −100, и −150, отличались от своих поздних типом гондол среднего мотора. В более ранних версиях гондолы были снабжены воздухозаборника круглым отверстием, а в поздних моделях установили вертикальный киль меж верхом фюзеляжа и низом мотора.
Гражданские эксплуатанты TriStar: Air Atlanta Icelandic, TAAG Air Angola, Aero Peru, Aer Lingus, Air Canada, Air Luxor, Air France, Sri Lankan Airlines, Air Transat, TAP Air Portugal, Arrow Air, All Nippon Airways, British Airways, ATA Airlines, Caledonian Airways, British Caledonian, Cathay Pacific, BWIA, Delta AirLines, Court Line, Euro Atlantic, Eastern AirLines, Hawaiian Airlines, Faucett, Fine Air, Gulf Air, LTU, Iberia L.A.E., National Airlines, Luzair, Pan Am, Orient Thai, Pacific Southwest Airlines, Peach Air, Saudi Arabian Airlines, Skygate, Trans World Airlines, Worldways Canada, United Airlines, Royal Jordanian, Delta AirLines.
Все известные авиационные компании прекратили эксплуатировать самолет. Cathay Pacific перестал в октябре 1996 эксплуатировать флот L1011, заменяя на AirbusA330300. Авиационная компания TWAв1997 провела последний полет TriStar. Дельта Эйрлайнз проводила эксплуатацию TriStar к 2001, в итоге, заменив его на Boeing767400ER.
Характеристики самолета Lockheed L10111 TriStar:
Длина: 54.2 м.
Высота: 16.7 м.
Размах: 47.3 м.
Крылья, площадь: 321.1 кв.м.
Скорость на эшелоне: 0,9 М.
Предельная скорость:  0,95 М.
Дальность:  7419 км.
Потолок:  10670 м.
Количество пассажиров: 253 чел. (3класса).
Экипаж: 3 чел.
Размах горизонтального хвостового оперения: 21.8 м.
Вес пустого самолета: 101867 кг.
Максимальный взлетный вес: 195000 кг.
Силовая установка: 3xRollsRoyceRB21122.