Заводы гражданской авиации и все о самолетостроении и авиации

Saab 340

Saab 340

Июн 24, 2014

Saab 340 является турбовинтовым пассажирским самолётом шведской компании «SaabAB».
Свободнонесущий моноплан с низко расположенным крылом, цельнометаллической силовой конструкцией и с частичным применением композитных материалов. Изготовлен в двух вариантах: авиатранспортная главная конфигурация и вариант для служебных транспортировок.
Форма крыла — трапециевидная, два лонжерона, изготовлены по большой части, из алюминиевого сплава. Состоит конструктивно из двух консолей, по продольной оси самолёта стыкующихся под фюзеляжем. Этим достигаются увеличенный ресурс конструкции и уменьшение веса. Нижняя и верхняя обшивки крыла сделаны в виде панелей с о стандартными стрингерами и приклеенными накладками. Меж лонжеронами размещены топливные баки. Передний торец крыла может выдержать удар среднего размера птицы. Композитные материалы применяются также и в конструкции закрылков.
При конструировании крыла фирмы «Фэйрчайлд», «Сааб» решили применить такой профиль, который обеспечивает хорошие аэродинамические характеристики крыла и в то же время объем, которого хватит для размещения топливных баков. Изучили профили, рассчитанные на относительно малые или средние скорости, спроектированы в НИЦ имени Лэнгли (NASA). Наилучшим стал профиль MS10313.
Усовершенствованные NASA профили в значительной степени превосходят обыкновенные профили NACA по значениям подъёмной силы. Профили NASA, когда проводится набор высоты, имеет аэродинамическое качество на 31—55 процент выше в сравнении с профилями NACA, также имеют определенное преимущество при полёте на эшелоне. Бо́льшая подъемная сила обычно вызвана бо́льшим значением тангажа, однако для профилей типа MS данное правило не срабатывает.
Исследования дают возможность рассчитать самую лучшую толщину крыла, при которой возможно достичь минимального веса конструкции, необходимого объема топливных баков, высоких крейсерских свойств, низких прямых эксплуатационных расходов. При расчете стоимость литра топлива принимали за 0,4 доллара. При небольшой стоимости топлива толщина профиля не очень влияла на ПЭР, однако при лучшем качестве топлива величина ПЭР постепенно увеличивается при увеличении толщины крыла. Для SF 340 самолета оптимальное крыло, у которого профиль с маленьким лобовым сопротивлением. Форма крыла была оптимизирована, при этом учитывались особенности эксплуатации – обычно в типовом рейсе присутствуют промежуточные посадки.
При расчете размеров крыла необходимо учитывать два главных требования: посадка при гранично допустимом посадочном весе и набор высоты, если только один работающий двигатель с полосы, что расположена на высоте 1525 м над уровнем моря, при температуре +30 градусов по Цельсию.
Фюзеляж поделен на три главные секции: носовая (кабина экипажа), центральная, хвостовая (багажный отсек). Фюзеляж формы поперечного круглого сечения. Хвостовая и носовая секции полумонококовой обычной конструкции. Центральная секция состоит из верхней, нижней и двух боковых панелей. Данные панели в себя включают обшивку, к которой подсоединены усиливающие элементы: стрингеры и накладки. Помимо этого, боковые панели имеют приклеенные рамы окон. Все четыре панели при монтаже при помощи заклепок соединяют один с другим и с шпангоутами. Для самолета специально разработали современные пассажирские облегченные кресла, которые сделаны из композитных материалов. Под креслами находится пространство для ручной клади. Огромные окна дают возможность для хорошего обзора. Над всеми абсолютно местами смонтирована панель сигнализации с личным вентилятором и лампой. В передней части кабины располагается туалет, гардероб, буфет.
В пассажирской кабине установлены десять рядов кресел согласно схемы два+один и дополнительно один ряд в четыре кресла в задней части кабины. На левом борту спереди кабины расположены пассажирская дверь с отдельным откидным трапом. С правого борта располагается служебная дверь. Слева в хвосту фюзеляжа есть грузовая дверь. Над крылом с двух сторон фюзеляжа есть аварийные выходы. В хвосту фюзеляжа есть отсек, который слева имеет огромную грузовую дверь. Перегородка, которая пассажирскую кабину и багажный отсек отделяет, может перемещаться, это дает возможность переоборудовать довольно быстро самолёт в грузопассажирский вариант.
Киль и стабилизатор сотового строения с наполнителем из алюминия. Площадь стабилизатора -13,3 кв.м., киля – 8,07 кв.м. . Рули высоты (площадь 3,46кв.м.) и руль направления (площадь 2,72кв.м.) сделаны из композитного материала (волокна кевлара); окончания рулей – стеклопластик. Все рули имеют триммеры. Система управления: безбустерный тип. Для управления в поперечном сечении применяются элероны ( площадь 2,12 кв.м.). Каждый элерон имеет серво­трим­мер, электрический ­при­во­д. Элероны изготовлены из композитного материала (волокна кевлара). Продольное и путевое и управление при помощи рулей высоты и направления.
Шасси самолёта трехстоечное (при этом стойки имеют спаренные колеса). Управляемая стойка спереди. Есть гаситель автоматических колебаний. Стойка складываются в камеру на фюзеляже вперед. Задние стойки складываются в гондолы ТВД вперед. Колеса задних стоек имеют дисковые тормоза фирмы «Goodyear»,на них есть автоматы торможения.
SF 340 имеет электронную комплексную цифровую систему автоматического директорного управления FGAS компании «Коллинз».В ее составе VNI80B система для вертикальной навигации с ЭВМ, ADS81 цифровая система обработки полетных данных и EFIS86 комплект пилотажных и навигационных электронных цифровых устройств , в котором есть четыре индикатора цветных электронно-лучевых трубок.
Самолёт использовался в армии в качестве дальнего разведчика. На него ставили систему «Эриай», сейчас момент ее монтируют еще и на авиалайнеры Saab2000.
Характеристики самолета Saab 340:
Длина: 19,73 м.
Высота: 6,97 м.
Размах: 21,44 м.
Крылья, площадь: 41,8 кв.м.
Скорость на эшелоне: 467 км/ч.
Предельная скорость:  523 км/ч.
Дальность:  1 730 км.
Количество пассажиров: 30,33,34,36 чел.
Экипаж: 2 чел.
Вес пустого: 8140 кг.
Максимальный взлётный вес: 13155 кг.
Силовая установка: 2чТВД GeneralElectricCT79B.
Тяга: 2× 1295 кВт (1735 л.с.).