Заводы гражданской авиации и все о самолетостроении и авиации

Турбовентиляторный двигатель НК-8-2(У)

На магистральных реактивных самолетах Ту-154 и Ту-154А установлены двигатели НК-8-2 и НК-8-2У. Основное отличие Ту-154А от своего предшественника заключается в замене двигателя НК-8-2 с взлетной тягой 9500 кгс двигателем НК-8-2У с большей взлетной тягой. Турбовентиляторный двигатель НК-8-2У представляет собой двухконтурный, двухкаскадный, газотурбинный двигатель со смешением потоков воздуха и газа (рис. 1). Этот двигатель является модификацией двигателя НК-8-2, у него повышенная тяга, уменьшенный удельный расход топлива и увеличенная тяга реверса. На взлетном и крейсерских режимах у двигателя НК-8-2У более высокие запасы газодинамичесой устойчивости. На двигателе НК-8-2У установлена система сигнализации опасной температуры подшипников СТП-3 и система ограничения температуры выходящих газов РТ-12-9АТ. В масляной системе в линии откачки масла из опор стоят магнитные пробки, позволяющие судить о состоянии деталей опор роторов. Для осмотра в процессе эксплуатации проточной части двигателя, лопаток компрессора низкого и высокого давления, а также лопаток турбины предусмотрены специальные окна, через которые может осуществляться зачистка забоин на лопатках без снятия двигателя. Кроме того, на двигателе выполнены работы, повышающие надежность узлов и их ресурс. На самолете Ту-154А в хвостовой части фюзеляжа установлены три двигателя НК-8-2У (рис. 1 и 2). Два внешних двигателя - первый и третий - установлены в легкосъемных гондолах на горизонтальных пилонах, а второй двигатель установлен на внутренней гондоле внутри фюзеляжа. Для улучшения посадочных характеристик самолета на внешние двигатели установлен реверс тяги. Для обеспечения удобств эксплуатации все агрегаты расположены в нижней части двигателя. Максимально уменьшена длина и количество трубопроводов.

Основные технические данные двигателя

Тип двигателя турбовентиляторный, двухконтурный
Степень двухконтурности двигателя 1
Суммарная степень сжатия компрессоров на взлетном режиме (при H=0; V=0; MCA) 10,8
Тяга на взлетном режиме (при H=0; V=0; MCA) 105000 кгс
Отрицательная тяга на режиме не выше номинального (при H=0; V=0; MCA) 3600 ± 150 кгс
Время разгона до режима 95% максимальной тяги реверса 6 с
Время приемистости двигателя 8 - 10 с
Длина двигателя с реверсом и соплом 5288 мм
Длина двигателя с реактивным соплом 4762 мм
Максимальный диаметр двигателя 1442 мм
Сухая масса двигателя 2100 кг ± 2%
Сухая масса двигателя с реверсом и соплом 2350 кг ± 2%
Ресурс двигателя устанавливается бюллетенями
Срок хранения законсервированного двигателя 5 лет