Заводы гражданской авиации и все о самолетостроении и авиации

Винтокрылые летательные аппараты

К таким летательным аппаратам относится целое семейство машин: это и обычные вертолеты, и автожиры, и конвертопланы (на режимах от висения до посадки), а также винтокрылы. Последние аппараты – это скомбинированные вертолеты, в которых при горизонтальном полете, для создания тяги, применяются другие движители, при этом несущий винт остается работать во время всего полета.
Пионером в разработке винтокрылом является фирма «Fairey». Первый Fairey Gyrodyne вышел в горизонтальный полет еще в далеком 1947 году, 7 декабря. Хотя его поршневые двигатели не создавали достаточной тяги, он летал быстрее всех вертолетов тех лет. После того как этот аппарат потерпел катастрофу (1948 год), на него стали устанавливать небольшие, но более мощные двигатели на реактивной тяге.
Первый полет 40 местный коммерческий винтокрыл совершил в 1953 году, а впервые он совершил переход с висения в горизонтальное поступательное движение в 1958 году. Этим он заинтересовал и военных и гражданских заказчиков.
Второй авиакомпанией по производству винтокрылов, стала «Mc Donnell Corporation». Эта фирма была ориентирована исключительно на военных заказчиков. Она начала работы по созданию аппарата, сочетавшего принципы вертикального взлета со скоростью и дальностью самолета. Данная машина была похожа на вертолет, она имела вертолетные шасси.
В задней части аппарата располагался поршневой двигатель, мощностью 525 л.с, с толкающим винтом. Несущий, трехлопастной винт, приводился в действие реактивными двигателями. Впервые он поднялся в небо в апреле 1955 года. Скорость машины составляла 322 км в час.
Из-за сложной конструкции, винтокрыл «McDonnell» дальнейшего развития не получил, поэтому его испытания были завершены.
Советские авиаконструкторы тоже брались за создание мощного винтокрыла. Н.И. Камов вел работы в этом направлении еще в 1920 году. Но сначала он создал вертолет, в 1941 году, а первый гигантский винтокрыл Камов создал в начале 1950 годов. Впервые он взлетел в 1960 году, а показан общественности – в 1961, на параде.
Винтокрыл получил наименование Ка-22.Он был оснащен двумя несущими и парой тянущих винтов. Фюзеляж имел форму как у транспортного самолета. Размах крыльев – 28 метров. Масса винтокрыла составляла 16 тонн, а вмещал он 80 пассажиров. На этом аппарате был установлен рекорд горизонтальной скорости – около 360км в час. Но и как предыдущая машина, Ка-22 получился очень конструктивно сложным, поэтому в производство его не передавали.
В дальнейшем работы, над созданием винтокрылов работали многие авиаконструкторы. Были созданы такие машины как Bell 533HPH, превысивший скоростной рубеж в 500 км в час, Lockheed AH-56 и Agusta A120. Но широкого применения, по многим причинам, винтокрылы не получили, что и привело к сворачиванию всех программ по их созданию, только в разное время.